Институт развития образования

Калейдоскоп библиотечных проектов

Калейдоскоп библиотечных проектов

15.12.2018г.

12 декабря 2018 года на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 15» (директор Кургуз С.П.) прошёл семинар-практикум по проектной деятельности для школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей образовательных учреждений.

Участников семинара приветствовала Кургуз С.П., директор школы, она рассказала о достижениях дружного педагогического коллектива СОШ № 15.

С содержательным докладом «Проектно-исследовательская деятельность библиотеки образовательной организации как форма организации внеурочной работы с читателями» выступила И.Ю. Олейникова, методист ГБОУ ДПО СЦРО.

Об организации проектной деятельности обучающихся в СОШ № 15 рассказала И.П.Лысенко, заместитель директора по УВР СОШ № 15.

Многообразие проектов, в которых приняли участие учащиеся СОШ № 15, в том числе и обучающиеся с ОВЗ, представила И.А. Евдокимова, творческий, грамотный, заинтересованный в своей работе педагог-библиотекарь СОШ № 15, руководитель, консультант  и участник 51 проекта. На создании  некоторых из них Ирина Анатольевна и остановилась. Например, в 2017 году на конкурс «История школы в истории города» ребята представили творческий проект в форме видеоролика о выпускнике школы, офицере, враче, севастопольском поэте Павле Любимове. Несколько исследовательских работ и проектов были посвящены 35-й береговой батарее.

В прошлом учебном году закончилась работа над большим двухлетним проектом «Ядовитые растения микрорайона школы № 15». Тема очень актуальна. В Севастополе около 170 видов растений могут быть опасны для здоровья. Цель проекта: формирование у обучающихся экологической культуры, безопасного поведения в природе. Было проведено масштабное исследование растений микрорайона школы: сфотографированы и определены 1,5 тысячи растений, выявлены растения, которые могут оказывать негативное влияние на организм человека. Педагог-библиотекарь составила и выпустила 4 буклета по теме проекта. Очень ярким и богатым на проекты стал в этом году Международный месячник школьных библиотек. Учащиеся 5-6 классов рисовали обложки любимых книг, писали отзывы;  был составлен рекомендательный список «Читаем сами. Читайте с нами!», который был в электронном виде выставлен на сайте и в группе школы. Учащиеся 1-3 классов создавали проект «Читайте с нами!» в форме видеорекламы любимых книг и отдельных произведений: рекомендовали одноклассникам книжки, показывали их, рассказывали. Фрагменты этого проекта в виде видеофильма были представлены на семинаре.

Родители школы, наблюдая за работой педагога-библиотекаря,  сделали вывод, что работа над проектами и их защита дают ценный опыт не только создания самих работ, но и выступления перед незнакомой аудиторией, учат держаться на публике, аргументированно отвечать на вопросы педагогов и других учащихся.

На семинаре Ирина Анатольевна совместно с учителями четвёртых классов (Коломиец Н.В., Калошина Т.Н., Воеводкина Л.В., Херсонец А.В.) и детьми представила новую форму работы «Лэпбук» по теме «Времена года». В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.

Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.

Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.

Все четыре книги: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» – просто шедевры детского искусства. Ребята активно участвовали в этом проекте, материал искали даже в сети Интернет, разумеется, им помогали их замечательные родители. Учителя отметили, что поиск информации в школьной библиотеке и в сети Интернет помог ребятам обогатить свои знания, расширить кругозор, развить мелкую моторику, речь, мышление, воображение, улучшить дикцию; многие ребята научились выразительно читать стихи, скороговорки, пословицы, загадывать загадки. На просторах Интернет ребята искали картинки овощей, фруктов, деревьев, цветов, животных, птиц и насекомых, стихи, загадки, игры, интересные факты, фотографии, что способствовало развитию поисковой деятельности и умению выбрать нужный материал для работы, сконцентрироваться на определённой цели.

Яркая ярмарка идей вдохновила многих работников библиотек на внедрение этой формы работы в своих библиотеках.

Вторую часть семинара открыла Тютюнникова Л.Е., педагог-библиотекарь СОШ № 57, человек творческий, активный, неравнодушный. Проектной деятельностью она занимается с 2006 года. Так как Людмила Евгеньевна ещё и курирует работу школьного музея, многие проекты  связаны с военно-патриотическим направлением и работой школьного музея. И в этот раз педагог-библиотекарь представила совместную проектную деятельность школьного музея и школьной библиотеки – социальный проект «Детство, опалённое войной» о детях-героях Севастополя, итог этой работы – видеофильм, озвученный учащимися СОШ № 15, смогли посмотреть все участники семинара.

И ещё один проект гражданско-патриотического объединения «Наследие» – «Я помню, я горжусь!...» был представлен на семинаре. Участники этого проекта вспоминают о своих героических прадедах и посвящают им свои работы. Наверное, поэтому выступление Самофаловой Анжелы, ученицы 9-В класса СОШ № 57, никого не оставило равнодушным. Анжела – севастополец в седьмом поколении, она рассказала о героическом прошлом своих прадедов и представила свой проект «История моей семьи – история родного города». С волнением и гордостью девочка рассказывала о своём двоюродном дедушке< strong> Черцове Андрее Ефимовиче – командире звена торпедных катеров 3-го дивизиона бригады торпедных катеров Черноморского флота, старшем лейтенанте, который< strong> участвовал в боях за  оборону Одессы, Севастополя, Керчи, Кавказа. 10 сентября 1943 г. под ураганным огнём противника нанёс удар по боносетевому заграждению, обеспечив проход в Новороссийский порт кораблей с десантниками. При освобождении Севастополя потопил транспорт и три самоходных баржи немцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество старшему лейтенанту Черцову Андрею Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Андрей Ефимович награжден медалями, орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и др.

В городе-герое Севастополе установлен бюст Героя и его именем названа улица. Он – автор мемуаров «В огне торпедных атак», повести «Подвиг юнги», книги «Азовская флотилия в боях за Родину».

Проект музейно-библиотечного комплекса «Школьный музей – центр гражданско-патриотического воспитания школьников» представила И.В. Боярко, библиотекарь СОШ № 43. Цель проекта – гражданско-патриотическое воспитание гражданина, любящего свою Родину, ответственного за судьбу страны, имеющего активную жизненную позицию, готового в любой момент встать на защиту своей Родины, укрепление престижа службы в армии. Ирина Валиевна рассказала об огромной работе по военно-патриотическому воспитанию, которую проводят с обучающимися педагоги школы и библиотекарь в тесном сотрудничестве с другими организациями и учреждениями города: «Союз ветеранов крымского РТС», «Крымская дивизия ПВО»,  «РОО СОПО «Долг», «Московский клуб заслуженных военных лётчиков» и др.

Выступление В.И. Ванькович, педагога-библиотекаря СОШ № 47, по теме «Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей школьников», было посвящено проекту, направленному на патриотическое воспитание детей школьного возраста. В ходе реализации проекта ребята вспоминали историю своей семьи, посещали школьную библиотеку и знакомились с материалами о ветеранах-односельчанах, изучали историю создания сельского памятника воинам-землякам, много фотографий поступило из семейных альбомов, ребята предоставили награды прадедов, солдатские письма. С целью сохранности документов были использованы технические возможности школьной библиотеки: учащиеся копировали нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры.

Участие в школьном проекте вызвало сопереживание и сочувствие, гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Итоговым продуктом проекта стал сборник «Чтобы помнить, надо вспоминать…, изданный в севастопольском издательстве «Дельта», в котором размещены рассказы, эссе, размышления и воспоминания об односельчанах, стихи школьников, педагогов и родственников ветеранов. Работа по проекту-памяти  продолжается и, возможно, скоро увидит свет новый сборник, в котором будут воплощены творческие идеи детей, педагога-библиотекаря и всего дружного коллектива школы.

Семинар-практикум прошёл на высоком методическом уровне, и это отметили все его участники. А главное – он дал заряд энергии, возможности раскрыть свой творческий потенциал многим школьным библиотекарям.