Институт развития образования

Взаимодействие педагогов с «особенными детьми» при реализации доступной среды в образовании

Взаимодействие педагогов с «особенными детьми» при реализации доступной среды в образовании

28.10.2018г.

В настоящее время приоритетным направлением российского образования является обеспечение доступности качественного образования, которое должно быть гуманистически ориентированным и быть направленным на развитие личности ребенка в образовательной среде.

Доступная среда в образовании – это инклюзивная среда, в которой обучаются дети с «особенностями в развитии» – дети с ОВЗ, инвалидностью.

Таким детям необходимо создавать специальные условия для образования, выстраивать эффективные формы взаимодействия в обучении, воспитании, развитии.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам организации инклюзивной образовательной среды, методической службой ГБОУ ДПО СЦРО «Севастопольский центр развития образования» 11 октября 2018 года был организован теоретический семинар на тему «Эффективные способы взаимодействия с детьми с ОВЗ, инвалидностью в условиях реализации доступной среды в образовании».

Участниками семинара стали социальные педагоги и педагоги дополнительного образования образовательных учреждений города Севастополя.

Для проведения семинара гостеприимно распахнул свои двери ГБОУ ДО «Севастопольский центр военно-патриотического воспитания учащейся молодежи».

Открыли семинар и поприветствовали его участников методисты ГБОУ ДПО СЦРО Смирнова Л.Г. и Пудова Е.М.

Пудова Е.М. выступила с докладом, в котором проследила исторические корни возникновения инклюзии на примере отношения к «особенным» детям в разные исторические эпохи, отметила цели, задачи и механизмы реализации доступной среды в современных условиях образования через создание инклюзивного образовательного пространства.

Социальный педагог ГБОУ СОШ № 22 Тубарова А.М. познакомила педагогов образовательных учреждений с эффективными способами коммуникации с детьми с ОВЗ и родителями с соблюдением этических норм в условиях реализации государственной программы РФ «Доступная среда» из опыта работы школьной социально-педагогической службы.

Для «закрепления» полученных знаний, Тубарова А.М. и Пудова Е.М. предложили участникам семинара объединиться в малые группы и «проиграть» смоделированные педагогические ситуации, которые могут возникать в системе взаимоотношений «педагог-родитель» с соблюдением этических норм и без таковых. Педагоги увлеченно работали – выбирали наиболее подходящие формы взаимодействия, опираясь на заранее подготовленные методистом и социальным педагогом методические рекомендации – «Памятки педагогам для работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, инвалидностью». Все группы педагогов успешно справились с заданиями!

Смирнова Л.Г. в своем докладе четко определила роль адаптированной образовательной программы (АОП) как ведущего фактора создания специальных условия для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в современных условиях образования. Методистом были определены нормативные и технологические аспекты разработки и реализации АОП в инклюзивном образовательном пространстве.

Своим опытом работы по методическому сопровождению реализации АОП в учреждении дополнительного образования поделился методист ГБОУ ДО «СЦВПВУМ» Драгун А.М. Он ознакомил участников семинара с позитивными результатами, полученными в ходе обучения физической культуре детей с интеллектуальными нарушениями. 

Педагог дополнительного образования детского объединения «Дизайнер» ГБОУ ДО СДДЮТ Боровик Е.В. рассказала о личном опыте по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута в работе с детьми с ОВЗ, инвалидностью. Педагог с большой теплотой делилась «наработанным» опытом взаимодействии с детьми с РАС в процессе создания продуктов совместного прикладного творчества.

В заключительной части семинара методистами ГБОУ ДПО СЦРО была проведена вербальная и невербальная рефлексия: участники устно делились своими мнениями о проведенной работе в ходе семинара и заполняли анкету «обратной связи». Данная анкета состояла из вопросов, нацеленных на оценку собственной активности в ходе семинара, полученных знаний на семинаре и перспектив их дальнейшего применения в профессиональной деятельности.

Методисты ГБОУ ДПО СЦРО Смирнова Л.Г. и Пудова Е.М. подвели итоги семинара и отметили, что цель семинара достигнута – педагоги повысили свою профессиональную компетентность – получили знания, которые они будут применять в своей педагогической деятельности.