Институт развития образования

Учителя математики познакомились с программой факультативного курса «Решение задач с параметрами. Графический метод»

Учителя математики познакомились с программой факультативного курса «Решение задач с параметрами. Графический метод»

13.04.2021г.

30 марта 2021 года на платформе ГАОУ ИРО прошел очередной мастер-класс для учителей математики города на тему «Программа факультатива «Решение задач с параметрами< strong>. Графический метод».

Цель мастер-класса: презентация авторской методической разработки по теме: «Графический метод решения задач с параметрами».

Мастер-класс провела учитель математики ГБОУ СОШ № 54 Милевская Елена Георгиевна. Это уже третий мастер-класс в рамках рассмотрения темы «Решение задач с параметрами», которая считается одной из наиболее трудных тем школьного курса математики.

Задачи с параметрами в настоящее время включены в программу большинства подготовительных курсов в связи с потребностью подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по математике. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи с параметрами, однако в них отсутствует системное и четкое изложение соответствующей теории вопроса, они не охватывают все многообразие и логику решения задач с параметрами. Практика вступительных испытаний по математике, единого государственного экзамена показывает, что задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане, и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешность сдачи экзамена по математике.

Задачи с параметрами являются сложными потому, что не существует единого алгоритма их решения. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом значения параметров существенно влияют на логический и технический ход решения задачи и форму ответа. По статистике многие из выпускников не приступают к решению задач с параметрами на ЕГЭ. По данным ФИПИ всего 10% выпускников приступают к решению таких задач, и процент их верного решения невысок – 2-3%, поэтому приобретение навыков решения трудных, нестандартных заданий, в том числе задач с параметрами, учащимися школ по-прежнему остается актуальным.

Задания единого государственного экзамена (ЕГЭ) непременно содержат задачи с параметрами. Успех при решении задач с параметрами во многом зависит от удачного выбора метода решения задачи. Центральным методом в данной  работе является графический способ решения задач с параметрами. Он позволяет быстро решить целый класс задач с параметрами повышенной сложности. Овладение методом не требует никаких специальных знаний и доступно любому старшекласснику.

На мастер-классе были рассмотрены и проанализированы базовые приемы и методы, применяемые при решении заданий с параметрами графическим способом.

Был представлен необходимый для применения этого способа теоретический материал, рассмотрены примеры с решениями, иллюстрирующими применение графического метода. В конце  предложены задания для самостоятельного решения.