Институт развития образования

Кроссенс как прием творческого поиска учащихся на уроках географии

Кроссенс как прием творческого поиска учащихся на уроках географии

21.10.2020г.

7 октября 2020 г. на базе СОШ № 9 учитель географии Ясонова М.А. провела мастер-класс, на котором учителя географии школ Северной стороны города Севастополя познакомились с приёмом креативного мышления «Кроссенс». В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Этот прием разработан россиянами Сергеем Фединым  –  писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей. 

Методист ГАОУ ПО ИРО Козырева О.Н. отметила, что интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Технология интерактивного обучения  является хорошей возможностью идти в ногу со временем, кроме того, предоставляет один из вариантов разрешения противоречий учебно-воспитательного процесса, выявляющихся на практике. Один из интерактивных методов, который  используют учителя  на уроках географии – это кроссенс-метод.

Ясонова Марина Алексеевна провела мастер-класс для учителей по развивающему методу «кроссенс» на основе деятельностного подхода, который способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления учеников. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления, зрительной памяти.

Применение кроссенса при объяснении включает в работу зрительную память, так как каждое базовое понятие подкрепляется изображением, а также логическое мышление, потому что изображения связаны между собой по смыслу.

Марина Алексеевна рассказала, что применяет кроссенс при определении темы урока, проблемной ситуации, при изучении нового материала, а также при закреплении и обобщении урока. Учащиеся любят получать такое творческое домашнее задание. Кроссенс позволяет оживить географию образами – картинами природы, портретами путешественников.